Аутсорсинг охраны труда

Аутсорсинг охраны труда – один из современных методов, применяемых в управлении предприятием. Расскажем подробности: зачем нужен аутсорсинг, как выбрать компанию и на что можно рассчитывать при такой организации деятельности службы ОТ.

Что такое аутсорсинг по охране труда

Аутсорсинг – это выполнение сторонней организацией или частным лицом тех или иных функций для организации-заказчика по гражданско-правовому договору. Это общее понятие, в области охраны труда есть свои нюансы.

Распространено мнение, что услугой аутсорсинга могут пользоваться только небольшие фирмы, которым экономически нецелесообразно содержать собственную службу ОТ. Это не совсем так. Согласно 217 статье ТК, если у работодателя числится меньше 50 сотрудников, он имеет возможность по-разному организовывать процесс ОТ: ввести в штат специалиста по ОТ, возложить эти должностные обязанности на одного из сотрудников либо передать на аутсорсинг сторонней компании, заключив с ней договор.

Действительно, на малом предприятии можно полностью передать функции ОТ на аутсорсинг. Но и в более крупных организациях успешна практика передачи части работы. Как правило, это те составляющие охраны труда, которые не связаны напрямую с непосредственной повседневной деятельностью. Это, например, проведение СОУТ, наблюдение за нормативной базой, обучение работников и т.п.

Что входит в аутсорсинговые услуги по охране труда

Круг обязанностей организации-аутсорсера достаточно велик. Перечислим основные из них:

  • Выявление, учет и систематизация вредных и опасных факторов, существующих на производстве.
  • Разработка и частичное выполнение рекомендаций по минимизации рисков, в том числе про профилактике профзаболеваемости.
  • Проведение оценки состояния ОТ.
  • Наблюдение и контроль за персоналом в части соблюдения ОТ.
  • Консультации в процессе расследования произошедших несчастных случаев.
  • Работа с обращениями по ОТ.
  • Все, что касается обучения персонала по ОТ.
  • Работа по мониторингу изменений в законодательстве и т.д.

Анализ состояния дел и потребностей по ОТ на предприятии

Сначала необходимо объективно оценить нужды конкретной организации, вложения в собственную службу ОТ и сравнить их с расходами на аутсорсинг. При этом важно учесть и риски, которые, к сожалению, существуют. Рынок аутсорсинга в России относится к молодым, динамично развивающимся, и немудрено, что на нем есть и случайные, ненадежные партнеры.

Иными словами, права старая поговорка: «стоит ли овчинка выделки». Чаще всего аутсорсинг действительно оправдан, но только в случае, когда им занимаются квалифицированные специалисты.

Выбор организации для передачи на аутсорсинг охраны труда

Что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать организацию-аутсорсера (или аутсорсинг-провайдера, как их еще называют)? Перечислим моменты, на которые надо обратить пристальное внимание и тщательно проверить:

  • Правовой статус фирмы, опыт работы.
  • Наличие и подлинность сертификатов и аттестатов аккредитации.
  • Цены аутсорсера и его конкурентов. Слишком дешевые расценки должны насторожить.
  • Проверка коммерческой репутации и кредитной истории.
  • Изучение историй сотрудничества с предприятиями-аналогами.

И, конечно, все нюансы будущих взаимоотношений должны быть зафиксированы в договоре. Это позволит максимально избежать споров и разочарований в заключенной сделке.

Составление договора на услуги в области охраны труда

Как и любой юридический документ, договор на аутсорсинг составляется по определенным правилам. В нем должны указываться: собственно предмет договора, сроки, стоимость (а также даты и периодичность оплаты), условия предоставления услуг, а также зафиксированы ответственность и обязанности обеих сторон.

Например, за квалификацию направленных на предприятие специалистов ответственность несет именно организация-ауторсорсер, и если организация-заказчик предъявляет по этому поводу обоснованные претензии, необходимо заменить работника.

С другой стороны, работодатель обязан учитывать затраченное время, начислять и выплачивать налоги, вести кадровый учет – в общем, все, что он должен делать для специалистов, занятых по гражданско-правовым договорам.

Также в договоре должны быть прописаны штрафные санкции за некачественное или несвоевременное исполнение обязанностей, а также и права. Ведь без допуска на предприятие и доступа ко всей необходимой документации специалист-аутсорсер просто не сможет работать. Кроме того ему, как и обычному сотруднику, необходимы безопасные условия для деятельности.

Преимущества аутсорсинга охраны труда

Принимая решение о переводе всех или части обязанностей по ОТ на аутсорсинг, либо уже используя эту услугу, работодатель должен четко понимать, какие преимущества есть у этого метода.

В первую очередь, это финансовая выгода. Знаете ли вы, что если вся ОТ на предприятии отдана на реализацию сторонней организации, то и финансовые издержки в случае суда несет именно аутсорсер?

При аутсорсинге минимизируются затраты на непрофильную деятельность, а следовательно, предприятие становится более эффективным, так как менеджмент может быть направлен на другие задачи, высвобождаются ресурсы и повышается безопасность на предприятии в целом.

Термин «аутсорсинг» пока не вошел в наше законодательство, но работа над этим ведется. Так, разработано Положение об аутсорсинге в сфере охраны труда, сейчас ведется его обсуждение.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/37471-tselesoobraznost-ispolzovaniya-autsorsinga-v-sisteme-ohrany-truda